3 мая 2012 г.

Большая Чукочья

Больша́я Чуко́чья (Чукочья, Рэвум-Рэву) — река в Якутии. Длина реки — 758 км, площадь бассейна — 19 800 км2. Вытекает из небольшого озера Усун-Кюель, протекает по Колымской низменности по тундре среди многочисленных тундровых озёр. Впадает в Восточно-Сибирское море.Питание реки снеговое. Замерзает с октября по май. Зимой перемерзает до дна. Множество притоков, из которых наиболее крупные Савва-Юрях, Олёр, Семен-Юрях. До эпохи авиации считалась левым руковом Колымы (например, смотри энциклопедию Брокгауза и Ефрона).
В школе после девятого класса на лето каким-то образом я попал в экспедицию. На вертолете из поселка Черского мы летели 100-300 км, сколько точно не знаю. Загрузили все что можно. Пару бочек бензина, палатки и все что надо для лагеря, прибавте лодку, мотор, два прототипа буровой установки. Людей тоже было много, больше 15 человек. Выгрузились в тундре, рядом речка. Это и была Чукочья. Суть экспедиции - бурить мерзлоту, изучать ее на мести, а частично замороженную вести в лабораторию. Все кажется просто. Но в полевых условиях тундры и не постоянного проживания давольно мучительно. Речка эта совсем маленькая - ручей. Деревьев вобще нет, только кустарник. Главой экспедиции был Давид Гиличинский, было несколько ученых группы, добровольцы, пару американцев: Чим и Крисс, повариха, охотник Любомир и я с парнем как помощники. Тогда я познакомился с американцами и всякой диковенной техникой как: ноутбук, видеокамера, навигатор gps. Научился немного пользоваться радиостанцией. Буровые установки такие самодельные были, возможно их разработал какой-то знакомый инженер Давида. Но в жизни они оказались сверх практичные. На фото ее видно. Это такой штатиф, на тем редуктор и мотор от бензопилы Дружба. Крепиться полая труба большого диаметра с ножами - забуривается и вынимается с землей. После надставляется трубка и бурится грубже. И так много раз. Надо постоянно накручивать дополнительные трубки, бурить, вытаскивать и раскручивать. В тот год мы добурились до 30 метров или чуть больше. А иногда скважены делали по 50 метров.

 
Август выдался очень жарким, комары проедали через все что можно. Жили в палатках, спали в спальниках их верблюжей шерсти. Ночью холод, днем жара. Топилась только главная лагерная палатка, она была большая вмещала всю экспедицию. Топилась сучьями и ветками. Повариха, девушка их местных готовила каши разные и мясные блюда. Был с нами проводник охотник. Очень похожий на индейцев америки). Ходил всегда молча, точил ножи, делал зарубки. Рыбалку он затеял серьезную, через неделю рыбы хватило бы на год. Любомир, так его звали, стал ее солить, сухить, короче заготавливать на будущее. При чем у него небыло ни чего кроме соли: ни тазиков, ни емкостей. Только сети, нож, соль. После он пошел на охоту! Несколько дней приходил впустую, после стал приносить птиц, разных уток. А через несколько дней подстрелил сахатого на растоянии 6-7 км от лагеря. Собрались 6 человек и пошли за мясом. По тундре с больниках по кочкам ободя озера и топи ходить очень тяжко. Тот день уж я запомню, еле дошли до убитого уже сахатого. Оказалось, что Любомир стрелял в него три раза и только когда сахатый стал переплывать озеро уходя от охотника он помер. Соответсветнно плавал он посередине озера с ледяной водой. Поплыл до него еще одни оригинальный человек ученый Александр Друг, он был в телесах и быстро с этим справился. Привязал веревку, мы вытащили тушу. Разожгли костер, он обогрелся. Любомир же мигом снял шкуру, нарезал мясо и зажарил. Порезали мясо в рюкзаки и до глубокой ночи шагали в лагерь. Нас встречали ракетницами).
Вобщем время было незабываемое. Ученые конечно вечерами обсуждали разные теории свои. Для нас обычных людей было прочтено несколько лекций по истории климата, вечной мерзлоте, миктробиологии, биофизике, о марсе, радиации. Помница мне было интересно. Правда последняя неделя принесла суксу - сложные условия крайнего серера. Шел снег, дождь, ветер. Приходилось еще работать. Была сделана одна глубокая скважина. Несколько скважин большого диаметра, но не глубокие, для хранения образцов. Несколько скважин были запороты с железом. Одырку сделали на вершине холма прорытого рекой. Надо было затащить все оборудование на 50 метров в холм и там все продалать. Для получения всего среза почвы. Рация сломалась через две недели. Так что мы сидели без связи.
Были и пару выходных! Приезжал на лодке местный "лесник", собственно единственный человек на 200 ближайших км. Он живет там на Чукочье в домике с семьей, детей у него было очень много, штук десять. Привозил он продукты, продавал их. Был постоянно пьян в доску, рассказывал разные истории. Про белых медведей, сахатый и другие байки.

Комментариев нет: